Рынок чая
Статистика производства по регионам/производителям
Оперативное предоставление данных
Проведенные анализ и маркетинговые исследования рынка чая говорят о том, что в России, как и ранее пьют этот напиток много и часто. Собственные объемы производства достаточно малы (единственный регион, где культивируется чай – Краснодарский край), поэтому практически весь чай, употребляемый на внутреннем рынке, является импортированным из стран, где он выращивается традиционно (Шри-Ланка, Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения).
Наибольший объем поставок чая – сырье, закупаемое на аукционах, и расфасованное в России. Практически весь товар купажируется, фасуется и продается на внутреннем рынке. Иностранцы занимаются расфасовкой внутри страны из-за того, чтобы обойти налоговые сборы, которые для фасованного чая намного выше, нежели для чайного сырья. Зарубежные компании поставляют в страну ничтожно малую долю товара в ценовом сегменте супер-люкс.
Сегмент развесного чая в стране также представлен очень слабо, в основном этот товар раскупается мелкими компаниями, которые занимаются развесной продажей в собственных магазинах.
Что влияет на рынок
Основным фактором «делающим рынок» является отечественная экономика и материальное благосостояние граждан. Рынок чая в России очень резко реагирует на эти раздражители, поскольку данный продукт не является товаром первой необходимости.
Второстепенными факторами можно назвать:
- Изменение численности населения.
- Мифы и легенды о вреде/пользе продукта, культивируемые в интернете при молчании СМИ. После того как в интернете появилось множество публикаций о вреде чая из-за того, что в нем есть тяжелые металлы и радиоактивные элементы, рынок чая незначительно упал, но пока быстрого возрождения нет, поскольку в СМИ отсутствуют объективные опровержения таких данных.
- Требовательность потребителя к качественному уровню продукта. Потребитель готов платить больше, но хочет пить качественный ароматный чай.
- Интерес к экзотике (чаю с добавлениями фруктов и цветов). Молодое поколение предпочитает смеси чая и экзотических фруктов, а также травяные и фруктово-травяные чаи традиционным. Тем не менее, до сих пор основной долей потребляемого продукта в России является черный чай, потребление зеленого чая более чем в 5 раз меньше, нежели черного.
Структура рынка
Основным поставщиком чая в Россию является Индия. Такая ситуация сложилась еще во времена СССР. Также в Россию чай поступает в основном из Шри-Ланки, Кении Вьетнама, Китая и Индонезии.
В будущем можно ожидать расширения географии импорта (увеличения количества стран-поставщиков) и расширения количества сортов чая.