Перезвонить
Товары
Категории

Морской транспорт и морские перевозки в России 2020: Идем на Восток… или на Север

08.04.2020

В течение последних пяти лет наиболее активно развивались порты Дальнего Востока, но развитие грузопотока по Севморпути уже ставит вопрос о строительстве мощностей в акватории Ледовитого океана.

В период с 2015 по 2019 год грузооборот российских портов вырос на 140,4 миллиона тонн в год. Несмотря на некоторое замедление роста в последние пару лет, только в прошлом году прирост составил около 1,8%. 

При этом средняя загрузка портовых мощностей стабильно превышает 70% (71,2% по итогам 2019 года). Что, учитывая их инфраструктурный характер можно считать более чем удовлетворительным. Отметим, что в тот же период был обеспечен опережающий рост инфраструктуры. Перегрузочные возможности российских портов выросли на 180,5 миллиона тонн в год.

Морские порты Дальнего Востока и северной Сибири

Наибольший процент прироста был отмечен в Дальневосточном федеральном округе. Он составил 31,2%. Это можно объяснить относительно более высоким спросом на погрузо-разгрузочные работы в портах региона, загрузка мощностей там стабильно превышает 80%, что является максимумом среди основных направлений морского транспорта в России. 

Выше лишь нагрузка на порты в УФО (новый порт Сабетта) и СФО, которые располагаются в акватории Северного ледовитого океана. В прошлом году она зафиксирована на уровне более 88%. Этот факт ставит вопрос о дальнейшем развитии портовых мощностей региона даже в рамках существующих трендов.

Правда, пока через порты Ямала и Красноярского края проходит чуть более 9,6 миллионов тонн грузов, что составляет меньше 2% от общих результатов работы морского транспорта в России по этому показателю. Это повышает значимость целенаправленных действий государства по развитию Северного морского пути.

Западное направление морских перевозок в России

Между тем, из главных направлений (около 1/3 грузооборота морского транспорта в России) менее всего загружены порты ЮФО, которые располагаются в акватории Азовского и Чёрного морей. В 2019 году они были задействованы лишь на 61,2%. Показательна на этот счет ситуация в портах Крыма и Севастополя. После введения в строй Крымского моста они задействованы лишь на 24,6 и 6,3% соответственно.

Наибольшую нагрузку в сфере обслуживания морского транспорта в России пока по-прежнему выполняют порты Северо-Западного федерального округа. Только в 2019 году их грузооборот вырос на 15,1 миллиона тонн. В прошлом году они обеспечили 40,5% работ по перевалке грузов.

Состояние морского транспорта в России

Отметим, что сейчас в России среди средств грузового морского транспорта несколько более востребованы наливные суда. В 2019 году объем обработки наливных грузов в отечественных портах вырос на на 35,1 миллиона тонн при сокращении объёма обслуживания сухогрузов на почти на 11,4 миллиона тонн. 

Кстати, российский коммерческий флот развивается существенно медленней портовой инфраструктуры в России. Для сравнения, количество морских судов под российским флагом за пять лет даже сократилось на 34 единицы. Впрочем, их совокупный дедвейт вырос на 3,8%, а грузоподъемность на 6,2%. Менее 15% приходится на суда младше 10 лет. Правда, они могут обеспечить 24,5% вместимости по грузам, а также одномоментно перевозить 7116 пассажиров.


Подробнее ознакомиться с содержанием исследования рынка баранины в России, с охватом временных периодов и детализацией по наполняемости можно по ссылке Морской транспорт и морские перевозки в России: исследование и прогноз до 2024 г.