Перезвонить
Товары
Категории

Рынок чая: качественные преобращования

12.06.2008

Вот уже несколько лет российский рынок чая находится в стагнации. Отсутствие каких-либо высоких показателей динамики рынка свидетельствуют о его полном насыщении и переходе конкурентной борьбы из плоскости количества в плоскость качества.

Еще в конце 90-х годов прошлого века рынок пестрил большим количеством игроков, предоставлявших рынку не всегда качественную продукцию по невысоким ценам. Это был своего рода ответ отрасли на потребности потребителей того времени: после кризиса 1998 года основным критерием выбора потребителя была цена, а точнее «низкая цена». Однако оживление экономики в начале 2000-х, рост благосостояния граждан и меняющиеся таким образом условия функционирования рынка диктовали новые требования к его игрокам. Потребитель постепенно начал отворачиваться от нижнего ценового сегмента и переключаться на традиционный черный чай более достойного качества.

С того времени на рынке выделились несколько сильных игроков, которые вовремя скорректировали свои маркетинговые стратегии и к 2005-2007 годам смогли довести свою совокупную долю на рынке до 80%. К числу этих игроков относятся: ООО «Орими Трэйд», ОАО «Компания «Май», ООО «Юнилевер СНГ», Ahmad Tea, Группа Чайных Компаний «Сапсан», ООО «Универсальные пищевые технологии», ООО «Императорский чай».

На сегодняшний день оценочные объемы рынка чая в России составляют, по разным оценкам, от 160 до 180 тыс. тонн, что соответствует сумме около 2,5 млрд. долл. США. Основную долю рынка, как и прежде, занимает черный чай (ок. 90% в натуральном выражении). Однако, несмотря на такое «традиционное» положение дел, основная конкурентная борьба разворачивается вокруг оставшихся 10% рынка - сегментов зеленого, травяного и ароматизированного чая.

Если в начале 2000-х годов население страны перешло с потребление дешевого чая на средний ценовой сегмент, то к 2005 году спрос заметно начал смещаться в пользу более дорогих сортов чая. Более того, потребители начали обращать внимание на пользу, которую может принести чай их здоровью. В такой ситуации любители чая обратили свой взор на зеленый и травяной чаи, которые традиционно считаются если не лечебными, то, по крайней мере, полезными для здоровья. Таким образом, на первое место среди наиболее важных критериев выбора продукта вышла его «полезность». При этом производители не заставили себя долго ждать и тут же дали ответ рынку в качестве лозунгов «Чай – естественный источник антиоксидантов» и остальных в этом духе.

Параллельно начал развивать сегмент травяных чаев (которые по своему происхождению чаем не являются, но включаются в рынок, т.к. составляют оригинальному чаю заметную конкуренцию) ароматизированных чаев. В этих сегментах производители также пытаются сделать максимальный упор на натуральности своей продукции. Ароматизация чая достигается не за счет добавление химических амортизаторов, а за счет добавления в чай лепестков цветков, трав, кусочков фруктов, ягод и т.д., что также приближает их к понятию «здоровый образ жизни».

Дальнейшее развитие рынка будет протекать за счет сокращения доли традиционного черного чая нижнего и среднего ценовых сегментов, который становится менее привлекательным в глазах потребителей. Верхний ценовой сегмент качественного черного чая, напротив, начнет увеличиваться в денежном выражении как за счет роста стоимости, так и за счет увеличения числа ценителей качественного напитка.

Долю же среднего и нижнего ценовых сегментов черного чая будут занимать ароматизированные черные и зеленые чаи. По оценкам МА ROIF Expert к 2011-2012 году стоит ожидать сокращение доли традиционного черного чая до 50-60%-ной доли.

Тем не менее, с ростом доли чая с ароматическими добавками, большее распространение получит неароматизированный черный и зеленый чай высокого качества. Однако доля такой продукции на рынке не превысит 3-5% на рынке в виду ее высокой стоимости.

 Коллектив МА ROIF Expert